18.07.2017

Коучинг: как отличить подделку.

18.07.2017

 Автор: Перова Анжелика

В последнее время в нашу жизнь прочно вошло такое понятие как коучинг. Слово непонятное, но ещё очень модное. Чаще всего его используют в среде психологов и бизнес-консультантов. Использовать используют, но, что оно означает так и не договорились.

Попытки перевести англицизм на русский язык претерпевают неудачи. Переводят как «тренинг», «тренировка», иногда как «инструктаж». Однако ни один из переводов не отражает сути того, что происходит во время встречи коуча (специалиста, занимающегося коучингом) и коучи (клиента коуча). Это тот самый случай, когда стоит признать, что без заимствования иностранного слова не обойтись, потому что точного соответствия ему в русском языке найти невозможно. И дело всё в том, что в нашей жизни еще не было такого явления, которое описывает это иностранное слово.

В 90-х коучинг стал настолько популярным, что многие консультанты, бизнес-тренеры, психологи, психотерапевты, не сильно вникая в суть коучинга, стали называть себя коучами. Это оказалось очень заразительным и теперь коучем называют себя многие из тех, кто услышал это слово. Нередкий случай, когда на визитке написано «коуч», но на вопрос: «Где вы учились?» отвечают: «Я не учился. Как оказалось, я этим всю жизнь занимался, только не знал, что это можно так назвать». Ситуация могла быть забавной, если бы подобные тенденции не размывали суть коучинга и не вели к деградации направления на рынке услуг, оставляя широчайшее поле для деятельности самоназванным стихийным «коучам».

Искусство коучинга состоит в содействии повышения результативности, обучения и развития другого человека. Коуч не обучает навыку как инструктор, не развивает навык как тренер, а именно содействует повышению результатов уже имеющегося навыка. Поэтому слова «тренер» или «инструктаж» не отражают суть коучинга.

Иными словами, можно говорить о том, что коучинг – это система, которая состоит из знаний и умений, которые направлены на развитие людей и их навыков.

Суть коучинга не в том, чтобы научить или передать свой опыт клиенту, а в организации процесса коучинга так, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому для себя.

                                                                          

Что же представляет из себя процесс коучинга?

Самое главное условие для коучинга – это добровольное обращение к коучу.

Клиент к коучу не может быть направлен. Для хорошего коучинга клиент должен сам хотеть в нем участвовать. Простое согласие на обращение к специалисту по направлению в этом виде консультирования не работает. Особенность коучинга – это работа со здоровыми людьми, не имеющими проблем психологического характера. Для обращения к коучу у человека должна быть цель, которую он хочет достигнуть. В результате работы клиент должен получить:

- хорошо сформулированную цель;

- осознанность цели и методов ее достижения;

- компетентность в ее достижении;

- благополучие.

Процесс организуется коучем в виде бесед, основанных на коучинговых моделях. Коучинговые модели помогают разобраться в целях, составить и воплотить в жизнь наиболее эффективный план их реализации.

Основным инструментом коуча являются вопросы.

Хорошие вопросы зовут человека думать, вызывают размышления, показывают оттенки ситуации и помогают выискивать смысл. Бывает, что один вопрос может сделать всю сессию с клиентом. Именно владение этим инструментом и отличает обученного специалиста от самоназванного. В ходе коучингового взаимодействия, клиент должен хотеть работать над своей целью, а не защищаться от коуча, который таранит его вопросами.

Особенностью коучинга является отсутствие советов и рекомендаций от коуча.

Причина проста: человек, который выполняет чужой совет не учится и не развивается. Результатом станет то, что при возникновении следующей проблемы, клиент снова придет к вам и вы опять начнете решать его проблему за него. А в случае неудачи, ответственным за нее станет советчик.

Задача коуча организовать процесс так, чтобы клиент естественным образом взял ответственность на себя за достижение своей цели.

Это обеспечивается отсутствием давления на клиента. Хороший коуч помнит о том, что цели клиента – его личные. Коуч, для осознания клиентом его цели, может уточнить цель или прояснить ситуацию, но не имеет права вносить свои коррективы. Коуч может смоделировать клиенту последствия его действий или бездействия, эмоционально поддержать. Но ни толкать клиента к цели, ни тащить к ней коуч не будет.

Результатом коучинга для клиента станет:

- более эффективное решение текущих задач;

- обретение навыка самостоятельного решения этих задач;

- повышение осознанности в принятии решений;

- повышение общей адаптивности.

Поскольку коучинг состоит из общения, коучи – это профессиональные коммуникаторы, которых отличает умение общаться и думать. Человек, не умеющий внятно излагать свои мысли, создавать атмосферу доверия, оказывать поддержку клиенту, сопереживать, высказываться в нужный момент, вряд ли может быть назван коучем.

Коучинг – это высшая психология, которая помогает человеку увидеть новые перспективы его жизни, а мастер коучинга помогает открывать эти новые горизонты.

Задача клиента – захотеть шагнуть за этот горизонт.

    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных